У  нас  Вы  сможете  найти  всегда то,  о  чем  другие  молчат...                   Редакция принимает к опубликованию материалы, от солидарных с нами журналистов.    Наш адрес: politikym@lenta.ru.           Редакция оставляет за собой право публикации Ваших материалов.        Редакция не вступает в переписку с корреспондентами.       

2

ОБЩЕСТВО

 

<<< НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

ЧИТАЙТЕ  В  ТЕМУ

 

Европа отказывается от нравственного христианского фундамента

... Это был прекрасный агитационный гроб  ...

И. Ильф и Е. Петров

 

 

31 августа в Одессе с размахом отпраздновали годовщину создания Ассоциации болгар Украины. К событию приурочили VІ Всеукраинский болгарский собор, на котором присутствовал министр культуры Болгарии Петыр Стоянович. Спустя всего полтора месяца после первого посещения нашей страны министр вновь в Украине. О том, чем вызвано столь пристальное внимание, о европейских ценностях и духовности, а также о перспективах межгосударственного сотрудничества г-н Стоянович согласился рассказать читателям «2000».

Справка: Министр культуры Болгарии Петыр Стоянович родился 25 июня 1967 г. в Софии. В 1988—1989 гг. учился на факультете немецкой филологии Софийского университета им. Св. Климента Охридского. С 1989 г. учился в Венском университете, где в 1995-м получил степень магистра философии. С 1995-го по 1996 г. — докторант Института восточно- и юго-восточноевропейской истории при Венском университете.

В 1998 г. защитил докторскую диссертацию по философии. Занимал должности парламентского секретаря министерства иностранных дел, начальника кабинета министра иностранных дел, секретаря по международным вопросам политической партии Союз демократических сил, входил в состав Национального совета СДС. С 2007-го по 2010 г. занимал разные должности и возглавлял политическую партию «Движение Гергьовден». С 2009 г. — независимый журналист и аналитик. 29 мая 2013 г. Народным собранием избран министром культуры Болгарии.

— Г-н министр, вы побывали в Одессе, Болграде, других городах Украины. Какие у вас сложились впечатления о жизни болгарской общины в нашей стране, как оцениваете уровень их поддержки со стороны нашего государства?

— Всеукраинский болгарский собор я посетил впервые и могу с уверенностью сказать, что на юге Украины увидел то, что даже не мог себе представить. По своему духовно-эмоциональному восприятию увиденное можно сравнить разве только с первым посещением верующим необычайно святого места. Для меня как министра, историка и православного христианина это событие примечательно по нескольким причинам.

Прежде всего поражает, как живущие в Украине наши собратья сумели пронести сквозь века свои традиции. И сегодня при поддержке двух наших стран им удается сохранять и приумножать духовные ценности, вовлекая в это уже новые поколения.

Особо хочу отметить прекрасное отношение украинской стороны к нашему национальному меньшинству, к его проблемам и нуждам. Благодаря этому маленькая болгарская колония в Украине является надежным живым мостом, который служит развитию отношений между нашими странами и обеспечивает эффективный и быстрый диалог между Киевом, Одессой и Софией. Его мы стараемся развивать вместе с украинской стороной.

Киев материально поддерживает деятельность болгарского культурного центра, мы помогаем как непосредственно из Софии, так и силами посольства и генерального консульства. Скромную помощь нашим соотечественникам в этот раз привез я лично. Толерантность украинской стороны — яркий пример европейского подхода к принципам сожительства разных народов на одной территории.

— Сегодня вы в Украине проездом из Москвы, где плодотворно общались с министром культуры РФ Владимиром Мединским, посетили Большой театр и Национальную библиотеку. Был ли ваш визит в Украину столь же насыщенным и плодотворным, как в Россию?

— Главной целью посещения России было выполнение задач, поставленных давно, еще до назначения меня на должность министра. В частности, открытие выставки «Фракийское золото болгар. Легенды оживают».

Перед поездкой в Москву вместе с послом Болгарии в Украине Красимиром Минчевым мы обсудили вопросы активизации и будущие направления болгарско-украинского сотрудничества. Речь идет о расширении нашей культурной представленности в Украине, перспективах открытия культурного центра в Киеве, большой выставки православных икон совместно с директором Киево-Печерской лавры, других проектах, о которых мы сегодня начали вести диалог с украинской стороной.

— В преддверии возможного подписания Соглашения об ассоциативном членстве Украины в Евросоюзе поделитесь, г-н министр, что выиграла от присоединения к ЕС культура Болгарии?

— Когда Болгария вышла на финишную прямую перед вступлением в ЕС, я работал в министерстве иностранных дел. Поэтому не понаслышке знаю, так сказать, кухню изнутри. Существуют общепринятые заблуждения, присущие в основном так называемому «предприсоединительному» периоду. И некоторые напрасные надежды.

— Расскажите о них в общих чертах.

— Заблуждения опишу образно: в воскресенье засыпаем такими, какими мы есть, а в понедельник просыпаемся европейцами. Это смешно. Как по отношению к сферам экономики, культуры, так и внутреннему ощущению граждан.

Наши народы хорошо помнят времена принадлежности к тоталитарному социалистическому режиму, которые сопровождались общенародной бедностью. Сегодня же мы в один миг хотим стать известными и богатыми. Так не бывает. Вот когда мы действительно проснемся европейцами, то будем и известными, и богатыми. Все в наших руках. Мы должны сами все построить, чтобы понимать механизм, благодаря которому произойдут нужные изменения. Одного желания здесь мало. Богатая и цветущая Европа в каждый дом приходит по-разному.

Европейские перспективы Украины прекрасны. Минуя невзгоды, надо продолжать двигаться в нужном направлении. Европа — это проект, который намного больше и интереснее, чем обособленное проживание каждой нации или страны. Но народ должен понимать, какой непростой путь ему придется пройти до того момента, когда он станет реальной частью объединенной Европы. Это касается Болгарии как действительного члена ЕС, стремящегося к более эффективному членству в Евросоюзе, так и формальных членов.

Позитивных последствий для страны, которая движется в европейском направлении, несколько. Первое — полная свобода перемещения и широкие возможности для трудоустройства. Второе — финансирование ряда программ. Большая поддержка культуре Болгарии оказывается и по линии так называемой Норвежской программы. Особенно это касается экспериментального и современного искусства, обучения молодежи.

Думаю, Украина, кроме перечисленного, может рассчитывать на помощь в сфере сохранения и восстановления культурных ценностей. Таких, как церкви, монастыри, другие памятники. В том, что касается механизма получения такой поддержки, Болгария всегда будет готова оказать необходимую помощь.

— Назовите, пожалуйста, конкретные программы, которые ЕС финансирует в Болгарии.

— Культура не является приоритетной для европейской финансовой поддержки. Брюссель это направление прямо не финансирует, а делает это в рамках программы регионального развития, которой ведает соответственно министерство регионального развития. Министерство культуры получает поддержку уже от него. Это не самая совершенная система финансирования, но она есть и мы должны ее принять. По установленным правилам средства выделяются на несколько лет на конкретные проекты. В 2014 г. у нас истекает предыдущий финансовый период, следующий продлится до 2020-го. К сожалению, на него нам уже сократили финансирование на 10—15%.

Еще одна возможность получения поддержки — участие в уже упомянутой Норвежской программе. Ее доноры — Норвегия, Лихтенштейн и Исландия. Здесь уже выделена отдельная статья культурной деятельности. Это может быть как театр или кино, так и восстановление древней церкви. Проекты рассматриваются не более одного раза, работа по подготовке их к утверждению очень трудоемка, а сроки сжаты. Если к установленному сроку документ в 500 страниц не прибыл в Брюссель, рассчитывать на помощь уже не приходится.

— Владимир Мединский на днях заявил, что европейских ценностей не существует, они только «плод возбужденного ума интеллектуалов от североатлантической пропаганды». Как, по-вашему, существуют ли европейские ценности, и если да, то какие они?

— Я не слышал этого высказывания российского коллеги и отвечу на вопрос не в качестве реакции на его позицию. Скажу так, если бы не было европейской идеи, то не существовало бы культуры и единого культурного сообщества на целом континенте. У нас бы не было массы блестящих примеров, начиная со времен античности или эпохи просвещения. Готика, барокко, современное искусство — разве не это объединяет всех этих людей? Ведь очевидно, что не только рыночные отношения, ведение войн или заключение перемирий стали для них объединяющими факторами.

Такой, какой Европа есть сегодня, она стала исключительно благодаря нравственному и моральному христианскому фундаменту. Тому, от чего, к сожалению, сегодня отказывается европейское руководство. Когда писалась европейская Конституция, странам—членам ЕС не хватило смелости признать, что такой богатой и красивой Европа стала благодаря своим глубоким культурным и моральным корням, проистекающим от различных течений христианства, представители которых жили на этом маленьком континенте.

Необходимо признать, что в том виде, в котором европейская идея создавалась изначально ее отцами, ее больше не существует. Сначала это была идея, которая основывалась на признании христианской культурной идентичности. С другой стороны, как же может не быть европейских ценностей, если и сегодня множество стран стремятся присоединиться к европейскому сообществу?

Вопрос в том, где заканчиваются границы «Европейской империи» или Европы. Он остается открытым. Но, возможно, в словах г-на Мединского кроется часть ответа?

— В нашем обществе достаточно широко и по разным причинам вступление в Евросоюз ассоциируется с гей-парадами. В Болгарии, кстати, они уже проводятся ежегодно. Как министр культуры и как православный христианин как вы относитесь к этому мероприятию?

— В цивилизованном мире XXI века к подобным событиям, в том числе и нетипичным проявлениям, человек может иметь только одно отношение — толерантное. Попытки ограничить или запретить будут означать лишение человека как создания Божьего его прав и свобод.

Однако выпячивание таких, скажем, «отличий» и навязывание их обществу тоже неправильно. Я не принимаю никакого участия ни в гей-парадах в Софии, ни в контра-парадах. Каждый на этом свете имеет право быть таким, каким он хочет быть. Но лишь до тех пор, пока он не начинает навязывать это другим.

Мы говорим о таком виде «отличности» от других, как гомосексуализм, но ведь существует много других видов отличий. Принадлежность к другой вере кому-то тоже может показаться странной. Известную крайне негативную позицию в этом вопросе занимает наша и, конечно же, ваша церковь. Но как государство мы не имеем права вмешиваться и ограничивать чью-то свободу. Как я уже говорил, в цивилизованном мире должно быть место для каждого.

— Приветствуя в сентябре болгарских и иностранных писателей, собравшихся на Десятую международную встречу в Софии, вы упомянули об «углубляющейся бездуховности как одной из самых больших проблем современности». Не секрет, что это актуально и для Украины. Как намерены преодолевать эту непростую проблему?

— На первый взгляд, решить ее невозможно. Это похоже на борьбу Дон Кихота с ветряными мельницами. Но такая борьба должна продолжаться, ведь и Дон Кихот вошел в анналы мировой классики несмотря на то, что одолеть мельницы ему так и не удалось.

Полагаю, у нас есть единственный путь — воспитать наше молодое поколение, дать ему эдакий культурный рестарт. Нынешние наиболее активные сегодня поколения нам уже сильно не изменить. Школьников и юношей до 20 лет мы еще можем попытаться подготовить к их выходу на, скажем так, европейский рынок, большой и яркий, состоящий из множества различных культур, систем образования, где конкуренция очень высока.

Хоть мы и небольшая страна, наши дети должны научиться стать лучше немцев, французов, англичан. Ведь на украинском и болгарском говорят не так много людей, как на их языках. Это нас автоматически вынуждает прилагать к изучению иностранных языков больше усилий, чем это делают другие. То же касается и компьютерной грамотности. Мы должны во многом опередить представителей других, куда более агрессивных культур, чем наша. Скажем, как американская, японская или китайская.

— Что вы для этого предпринимаете?

— Стараемся поддерживать и развивать разные начинания и интересы молодежи. Например, активно развиваем такое направление, как кинематография. В современной Болгарии остались единицы представителей старой школы. Поколение 40-летних кинематографистов снимает сегодня не более 1—2 фильмов в год. Между ними и старой школой мало общего. И когда завтра постареет и это поколение, их сменить будет некому. Наша задача — не допустить этого.

Петыр Стоянович: нельзя в один миг стать европейцами - Одесский ПолитикумСегодняшние 20-летние должны научиться снимать кино, не ставя при этом материальные ценности выше духовных. С этой целью мы начали реализацию довольно крупной государственной программы «Дебютное кино». Ведь чтобы поддержать молодых кинематографистов, не нужны заоблачные суммы. Чтобы снять фильм, зачастую достаточно 3—5 тыс. евро — суммы, для государства вполне подъемной. При этом мы широко используем опыт западных киноакадемий. Активно развивается программа поддержки молодых писателей, другие направления. Наша задача — дать молодежи крылья. Дальше пусть летят сами. Если же объяснять словами, как хорошо в небе, никто нам попросту не поверит.

— Подытоживая работу возглавляемого вами ведомства за первые 100 дней, вы сказали, мол, главное чего удалось достичь — это «поставить поезд снова на рельсы». Можно ли нынешнюю активизацию болгарско-украинских отношений тоже считать частью этого процесса?

— Конечно. Мне, как и нашему дипломатическому представительству в Украине, нынешнее руководство страны дает широкие возможности для сотрудничества в области культуры и искусства. Этому также способствуют живая связь в виде болгарского национального меньшинства и наше общее европейское будущее. На этих трех китах может стоять и развиваться наше взаимное сотрудничество. Его конкретные результаты станут лучшим доказательством того, что связь между нами не только историческая или теоретическая, но и практическая. Нас и впредь будут объединять дружеские чувства и взаимопонимание.

Справка: Сегодня болгарская диаспора в Украине одна из наиболее многочисленных — более 200 тыс. человек. Началось ее формирование в XVIII в. Историки связывают переселение болгар с кризисом, который переживала Османская империя, русско-турецкими войнами и заинтересованностью России в освоении Северного Причерноморья.

При подготовке материала были использованы ссылки на ресурсы:

http://2000.net.ua/2000/forum/evropa/94373

17.08.2019

Виктор Сухоруков по материалам интернет - издания 2000, специально для Одесского Политикума

Читайте и смотрите в тему:

4.10.13 - АНАЛИТИКА: Как умирает Болгария в объятиях Евросоюза

 

 

 

<<< НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

НАВЕРХ

Все права на информацию защищены  © "Одесский Политикум" 2013